Михаил Соколов (Барнаул), радио «Свобода»

В воскресенье в Барнауле завершил работу 17-й ежегодный политологический Алтайский форум "Модернизация России и гражданское общество", который проводили независимый политик Владимир Рыжков и немецкий Фонд Фридриха Эберта.

Известный экономист Владислав Иноземцевна Алтайском форуме обозначил задачу модернизации, как осовременивание страны, сокращение разрыва между Россией и развитыми странами.

Догоняющее развитие во многих регионах мира было успешным, когда элита ставила задачу модернизации и у нее была политическая воля. По мнению Иноземцева – сейчас этого в России нет.

Модернизация предполагает единство нации и общества в достижении этих целей, консенсус на изменение общества. Люди должны понимать, что невозможно изменить свою судьбу, не меняя судьбу страны. А сегодня россияне живут свободно в авторитарной стране. Можно решать свои личные проблемы, не решая проблемы страны. Это свободно-авторитарное общество обладает высоким потенциалом прочности.

У нынешней России нет конкурентных преимуществ, происходит спад производства по всем отраслям. Обрабатывающая промышленность терпит крах. Россия – страна, которая развивается в условиях деиндустриализации: падает производство всего, от цемента до самолетов. Только за путинский период в 4 раза уменьшился ввод в действие дорог.

Политики ориентируются не на конкретные результаты, а на контроль финансовых потоков и отщипывание доли от них. К примеру, "Газпром" закупает 80% оборудования в Сербии. Понятно, где остается доля от этого потока, отметил Иноземцев. К тому же в России рентная экономика. Деньги собирают с недр и госграницы. Таможня дает около половины доходов бюджета.


По мнению профессора Владислава Иноземцева, модернизация невозможна без изменения мотиваций бизнеса, внедрения новых технологий, перестройки и реформы политического класса, разделения власти и бизнеса, ограничения произвола силовых ведомств.

Важна идея партнерства с ЕС. России надо превращаться из сырьевого придатка Европы в промышленный придаток. Перескочить через этот этап нельзя.

Как считает Иноземцев, либеральные автократии могут модернизироваться лучше, чем нелиберальные демократии. Экономическая и институциональная модернизация, по мнению Иноземцева, важнее политической. Она первична. Среда и элиты Южной Кореи или Бразилии были не лучшими, но они смогли провести реформы.

Владислав Иноземцев уверен, что сейчас модернизации в России  не будет, так как для этого нет ни консенсуса, ни предпосылок, ни возможностей. Как сказал Иноземцев, "мы увидим в 2012 году Владимира Путина президентом еще на 12 лет, а по итогам этого достойного президентства появятся новые возможности".

Итогом застоя станет постепенное отставание России, ее угасание. Но как показывает иностранный опыт, отмечает Владислав Иноземцев, модернизироваться никогда не поздно.

За перемены в России – верховенство закона, честную конкуренцию, разделение властей подотчетность власти обществу – выступает почти 45% российской элиты, – опираясь на опросы фирмы "Николо М", заявил директор этой компании политолог Игорь Минтусов.


Точки консенсуса: инвестиции в человеческий капитал, коррекция реформы ЖКХ, политическая конкуренция и разделение властей, либерализация партийной системы. Прямые выборы глав регионов и развитие самостоятельности местного самоуправления. При этом опрос четко выделил "партию старого курса": это большинство сотрудников спецслужб и примерно половина чиновничества. Напрашивается вывод: собственно на этом слое и держится путинский режим, и этот слой блокирует модернизацию в любом ее виде.

Один из организаторов форума в Барнауле, независимый политик Владимир Рыжковпрокомментировал этот вывод:

– Базовый вывод двух дней конференции, в которой приняли участие десятки первоклассных экспертов, таков: в регионах, да и в целом в масштабах страны никаких заметных перемен не происходит. И вообще в регионах, в частности, как показала наша конференция, велико впечатление, что модернизация может оказаться очередным пустым лозунгом власти, как уже подзабытая суверенная демократия, четыре медведевских "И", возведение вертикали власти или уже давно и прочно забытая "энергетическая сверхдержава". Модернизация обсуждалась с самых разных сторон. В целом доминирует мнение, что, безусловно, модернизация для страны необходима, что страна все больше погружается в отсталость, в деградацию, что видно и в экономике, и в технологиях, и в культуре, и в образовании, и в социальной сфере. Но элита, которая снимает ренту с сырьевых ресурсов страны и с административных рычагов, объективно не заинтересована в модернизации, а субэлита, две трети которой выступает за модернизацию, пассивна, разрознена и не готова совершать какие-то действия во имя этой модернизации.

– Наверняка вы изучали зарубежный опыт модернизации не только на конференции в Барнауле. Что, на ваш взгляд, могла бы использовать Россия для этого процесса из практики других стран?

– У нас на конференции было три конкретных сюжета, связанных с зарубежным опытом. Выступал Анатолий Лебедько, один из лидеров белорусской оппозиции, лидер "Объединенной гражданской партии, сделал исключительно интересный доклад Олег Медведев, который является консультантом Юлии Тимошенко, несколько экспертов рассказывали о сложностях модернизации в Восточной Германии, где 20 лет спустя после объединения остается культурный, экономический раскол страны и масса нерешенных проблем. Ключевое значение имеет вопрос: действительно ли хочет руководство развивать свою страну, действительно ли оно хочет создавать условия для бизнеса, строить правовые институты, защищать собственность, создавать хороший инвестиционный климат и так далее. Либо это все ограничивается риторикой, и тогда страны сползают вниз все глубже и глубже. Мы видим, что Белоруссия застыла во времени, мы видим, что на Украине сейчас реальная угроза отката. Мы видим, что 20 лет после объединения у Германии еще не решена масса проблем. И общий вывод конференции – безусловно, зарубежный опыт надо изучать, и это позволит нам избежать очень многих ошибок.