Верховный суд Республики Коми дал участнику войны в Афганистане Василию Герасимову надежду наконец-то получить жилье.
Вот уже 15 лет он мечтает о квартире. По окончании службы в армии Василий Герасимов работал в налоговой полиции, а, получив при исполнении служебных обязанностей травму, стал инвалидом и пенсионером в 1995 году, когда ему исполнилось всего 26 лет.
Собственного жилья у него не было, а потому молодой налоговик проживал в общежитии Коми государственного педагогического института (КГПИ), где ранее учился. Налоговая полиция попросту заключила договор с институтом об аренде этой комнаты. Естественно, как ветерану Афганистана, Василию компенсировали 75 процентов оплаты жилья, а с учетом республиканских льгот, комната для него была бесплатной.
Но, уйдя на пенсию, Василий «повис в воздухе»: КГПИ отказался продлевать регистрацию Герасимова и предъявил к нему претензии по оплате, несмотря на то, что в данной ситуации Василий вообще был, что называется, третьим лицом – договор аренды заключал не он сам, а его работодатель – налоговая служба. Более того, Василий стоял в очереди на получение жилья, но лишился ее сразу по увольнении.
КГПИ в судебном порядке попытался выселить Герасимова из занимаемой комнаты. Дело тянулось семь лет. Но в 2003 году была ликвидирована сама налоговая полиция, и теперь уже самому Василию пришлось искать через судебных приставов ответчика – того, кто обеспечил бы его положенным жильем. Вначале таковым считалась ликвидационная комиссия. Но, в конце концов, и сама она прекратила свое существование.
В 2005 году Василий, отчаявшийся на законных основаниях получить квартиру, обратился в службу судебных приставов с просьбой изменить способ выполнения решения суда: заменить предоставление квартиры на ее денежный эквивалент. Но в это время вышел закон, согласно которому всех пенсионеров МВД автоматически должны были поставить в новую очередь на получение жилья. Ему и предложили, но комнату в малосемейном общежитии, хотя согласно все тому же закону обязаны были предоставить именно квартиру. В итоге Василию пришлось снова обращаться с иском в суд, на сей раз в отношении МВД.
Решение суда было вынесено в пользу ветерана-«афганца», но МВД ответило, что жилья нет.
И лишь в конце 2009 года вновь забрезжил свет – судебные приставы предложили вариант замены жилья на денежную компенсацию. В феврале 2010 года Сыктывкарский городской суд вынес решение о взыскании с МВД соответствующей денежной суммы. Правда, те обратились в Верховный суд РК с кассационной жалобой, но там решение оставили без изменений.
Теперь Василию остается ждать. Правда, есть один нюанс: в решении суда зафиксирована денежная сумма, которую он должен получить. Естественно, если ждать ее придется еще несколько лет, изменятся цены на жилье, а добиться индексации этой суммы будет возможно опять-таки только через суд.
Тем не менее, Василий не унывает. Особенно с учетом того, что последние четыре года он вообще не имел никакой регистрации, и на него косо смотрели везде, где таковая требуется, начиная с поликлиники. Бомжом Василий перестал числиться благодаря вмешательству сыктывкарской прокуратуры. На днях сыктывкарский суд признал право афганца числиться все в том же общежитии пединститута. Правда, пока лишь в ожидании собственного жилья.